Путевые Заметки

14.02.2012

Накануне чудес.

«Государства граничат с государствами, а Россия граничит с небом»
М. Рильке

 

Позади 2000км. Костяк группы составляют самарцы, но есть паломники и из Москвы, из Алтайского края, из Оренбурга и Челябинска. А впереди у нас две недели пребывания на святой Крымской земле.

За окнами автобуса сентябрь, но в Крыму еще Бархатный Сезон, лето — тихое, нежное, дивное, обещающее удивительные встречи и никогда не обманывающее ожиданий.

Паломническая служба, которая принимает нас, - это и десятилетний опыт, и замечательные экскурсоводы, и пансионаты по всему Крыму. Но это и дорогой наш о.Дмитрий, и храм Рождества Христова, и Кольчугино, где мы будем жить, и куда хочется возвращаться снова и снова.

Я оборачиваюсь назад и обвожу глазами своих паломников. У всех абсолютно ребячьи, счастливые лица, (видимо, нас обуревают одинаковые чувства), в глазах радость и надежда, все улыбаются мне в ответ.       «Как бы я хотела быть на их месте!» - вдруг подумалось мне. Чтобы все, что они увидят, увидеть, как и они, впервые. Чтобы довериться кому-то безоглядно, как могут доверять только дети.

Вспомнилось, как около двух лет назад я искала принимающую сторону в Крыму, как мне было безумно страшно на расстоянии, не видя, принимать решение о сотрудничестве. Но лишь только я получила электронное письмо от о.Дмитрия, а потом познакомилась лично, сомнения улетучились. Мудрый, строгий и, в то же время, добрейшей души, с необыкновенным чувством юмора, певун и балагур. Все-таки правильно, что он сам ведет переписку, отвечает на звонки, решает любые вопросы, возникающие уже по приезду. В первую нашу встречу:

– Вы хорошо разместились? Все довольны? Ваши пожелания?

– Батюшка, где в Кольчугино купить черешню?

– Завтра будет вам черешня.

Утром после Литургии у храма стояли продавцы черешни и поджидали нас. Не знаю, если бы и в этой паломнической службе дела вел кто-нибудь другой, приняла бы я решение привезти людей именно сюда?

Вот и сегодня он приехал встречать нас на вокзал, нашел и время в своем плотном графике, и теплые слова.

Нам нужно подождать на вокзале 30 мин прибытие екатеринбургского поезда и встретить еще трех человек из нашей группы. Я с батюшкой стою у вагона, смотрю на приехавших пассажиров. Появляется женщина, одна из многих.

– Наша! - говорит о. Дмитрий.

– Откуда вы знаете, батюшка?, - удивляюсь я, а сама громко спрашиваю у выходящих из вагона:

– Паломники в Кольчугино есть?

– Я! - расцветает улыбкой та самая женщина, а с нею и мы с батюшкой.

Сейчас, когда пишу эти строки и за окном снег и метель, память услужливо предлагает рассказать о Балаклаве и Свято-Успенском монастыре в Бахчисаре, о тихих, зеленых, ухоженных аллеях николаевских пансионатов, о величественном и прекрасном Кара-Даге, но я знаю, что в первую очередь должна написать о людях, о встречах, которые Бог подарил нам.

В одно время и в одном месте соединил Он разный и, ставший близким друг другу, православный люд из многочисленных русских городов и сел. Как так получилось, что именно они узнали об этой поездке, увидели объявление в «Благовесте»? (Сердечно благодарим редакцию любимой газеты). Многие отвечали мне потом, что прочитав, твердо решили ехать. Словно что-то настойчиво звало и, казалось, что не поехав, не исполнишь и потеряешь нечто очень важное.

Паломничество в Крыму организовано так, что экскурсии и море чередуются через день. Первая поездка была в Свято-Климентьевский монастырь в Инкермане.

Нам очень повезло с экскурсоводом. Что мы знали о священномученике Клименте? Апостол от 70-ти, был на каторге в инкерманских каменоломнях, обратил в христианство тысячи людей. Утоплен в одной из севастопольских бухт. Экскурсовод, которая встретила нас под древними стенами монастыря, обладала  энциклопедическими знаниями  и сумела растрогать  рассказом о том, как по молитвам праведника забил на территории каменоломен святой источник, как после его гибели было обретено нетленное тело мученика в нерукотворной «Ангельской» церкви под водой, когда по молитвам его учеников отступило море.

И еще выяснилось, что один из самых больших и красивых православных храмов Москвы и переулок, в котором он находится, носят имя священномученика Климента, папы Римского.

В домонгольский период апостол Климент был одним из наиболее почитаемых нашими предками святых, его даже считали покровителем Руси.

Крестившись в Херсонесе, князь Владимир переносит часть мощей святого Климента с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя священномученика Климента. Таким образом, мощи святого Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим-то и была вызвана его исключительная популярность.

Мы слушаем, затаив дыхание. По этой земле ступала нога учеников апостола Петра, здесь есть, теперь уже высохший, источник, сюда приезжала семья последнего российского императора. В одном из храмов монастыря на двери костницы есть надпись: «Мы были такими, как вы. Вы будете такими, как мы».

В нашей группе есть две женщины, которые ходят с палочкой. Они - моя постоянная забота и тревога. Как они справятся? Дойдут ли? Осилят? Я-то знаю, что следующая экскурсия в Бахчисарае будет самой трудной. Именно в этот день не смог приехать экскурсовод и о. Дмитрий поручил мне провести эту экскурсию.

Путь к Свято -Успенскому монастырю идет в гору, дорога пешеходная. Мы оставляем автобус недалеко от татарского кафе, обещаем, что непременно пообедаем у них (только при этом условии нам разрешают стоянку), и начинаем подъем.

Удивительна история этого монастыря.  Точных данных о времени его возникновения нет. Большинство считают, что он был основан в конце VIII — начале IX вв. Пережил закрытие, взрывы корпусов, переоборудование в госпиталь, запустение и возрождение. Именно отсюда вышли православные греки в Приазовье, унося с собой, чудом обретенную, икону Пресвятой Богородицы.

Сказать, что этот Крымский Афон уникален и красив — не сказать почти ничего. Нужно своими ногами пройти по узкой дороге над ущельем, подняться на солнечный двор, увидеть скальные храмы, умыться под холодными и чистыми струями «Живоносного источника» и приложиться к чудотворной иконе «Бахчисарайская». К ней нет свободного доступа. Икону Царицы Небесной открывают для групп в определенное время.

 

Мы просим пригласить кого-либо из братии для проведения экскурсии. Поскольку в пещерном храме, где находится святыня, в данный момент идет венчание и мы не сможем попасть туда в ближайшие 40 мин., приглашенный монах решает поговорить с нами о вере прямо у подножия лестницы. Правда, предварительно, строго сверкая глазами, спрашивает:

– Вы куда-нибудь торопитесь?

– Нет, нет, мы готовы слушать вас столько, сколько понадобится.

– Вот и хорошо. А то тут были до вас паломники. Все им бегом, все по-быстрому нужно было. О подвигах спрашивали, о конце света. Кого интересует точная дата конца света? - и он грозно обвел нас глазами.

Потом одна из паломниц призналась мне, что собиралась спросить у него именно о последних временах, но когда наткнулась на его взгляд, язык прилип к нёбу.

– А подвиги, - продолжал монах, - Вот кто из вас, сестры, готов сейчас спуститься по этой дороге в город и никогда больше в миру не снимать покров с головы?

Тишина в ответ.

– Вот то-то! Подвигов им захотелось!

Далее пошла речь об упавшем самолете и погибших спортсменах. Мимо проходили люди. Кто-то останавливался и прислушивался, кто-то пробегал дальше. Речь нашего провожатого лилась неспешно и сам он являл собой часть другой, закрытой и чистой жизни, к которой мы сейчас, сию минуту, прикасаемся. Как прикасаемся глазами к каменным медальонам на стене, в которые вмонтированы частицы святынь со всего христианского мира, к странным и кудрявым от зелени горам, у которых нет вершин, а вместо них плоские плато, к журчащим струям родника, к скале, что над нами, в которой, как мы знаем, ждет нас икона Пресвятой Богородицы.

Чуть позже, когда мы  поклонились ей и были помазаны маслицем от лампадки, мы спустились к автобусу, договорились, чтобы в кафе нам разрешили помимо заказа покушать то, что приготовили для нас в трапезной Христо-Рождественского храма в Кольчугино.

А вот еще одно мое маленькое удивление. В трапезной трудилась дочь настоятеля Наташа. Есть в украинском языке слово «щiрий» - значит щедрый. Вот такая эта Наташа, истинная дочь и своего народа и своего отца - священника. Какие она нам закатывала трапезы! С какой заботой спрашивала об отдыхе, устанавливала удобное для нас время обедов и ужинов, ждала нас, когда мы задерживались на экскурсиях! Все мы видели и понимали, что нас принимают, как дорогих и любимых гостей. Никакого формализма никогда и ни в чем!

Вернусь к Бахчисараю. Из города наш путь лежал в Качи-Кальон, в Анастасьевский скит Свято-Успенского монастыря, расположенного в долине реки Кача. Автобус останавливается на обочине. Впереди нас опять ждал подъем. Около 400м по крутой и петляющей тропе. Монахи любовно обустроили эту тропу, чтобы облегчить своим гостям трудное восхождение — выложили автомобильные покрышки в виде ступеней и укрепили их гравием, натянули веревочные перила. Тяжело будет всем. Но как справятся мои пенсионерки? Объявляю в автобусе, что подъем не простой. Дойти можно и награда велика — скит с пещерным храмом и два чудотворных источника: Премудрости Божьей Софии и св. Анастасии Узорешительницы. Идти решаются все. Прошу помогать друг-другу, поддерживать, не бросать. Но можно и не предупреждать. К четвертому дню нашей крымской жизни все крепко сдружились, словно любящая семья.

У Марии Васильевны одна нога не сгибается в колене. Она ставит ее, занося на ступеньку, сбоку. Я не могу взять ее на руки, хотя очень хочу.

Поднялась, Слава Богу, вся группа. Скит встретил нас оглушающ

Путевые Заметки

Впечатления о паломнической поездке в очерке руководителя паломнической службы Маргариты Драгиной.

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!